Версия для слабовидящих transparent_line
Дрогичинский районный
исполнительный комитет
(
fotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_image
Belorussia_map
)
Меню
h_line_delimetr
Информационное письмо о производственном травматизме при выполнении шиномонтажных работ

О неудовлетворительной ситуации с травматизмом при выполнении шиномонтажных работ Департаментом государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее –Департамент) в течение 2012 - 2015 годов в адрес республиканских органов государственного управления, иных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов (далее – органы управления), направлено 6 информационных писем, в которых вносились предложения по недопущению нарушений требований безопасности труда, влекущих несчастные случаи в подчиненных (расположенных на подведомственной территории) организациях.

Вместе с тем, по-прежнему в организациях республики ситуация с производственным травматизмом при выполнении вышеуказанных работ остается напряженной и кардинально не изменяется.

В 2013 году при выполнении шиномонтажных работ (снятие, установка, ремонт и подкачка колес транспортных средств) в организациях Республики Беларусь 17 работников получили тяжелые производственные травмы и 1 погиб. В 2014 году зарегистрировано 8 несчастных случаев, в результате которых 8 работников получили тяжелые производственные травмы и 3 – погибли. В 2015 году произошло 10 несчастных случаев, которые привели к тяжелым производственным травмам 11 работников.

За 5 месяцев 2016 года при выполнении шиномонтажных работ тяжелые производственные травмы получили 6 работников (СПК «Ошмянский рассвет» Ошмянского района Гродненской области, ОАО «Гродноагроспецавтотранс» г.Гродно, СПК «Мостовчанка» Мостовского района Гродненской области, Сельскохозяйственное унитарное предприятие «Золак-Агро» Светлогорского района Гомельской области, Могилевская база (транспортная) РУП «Могилевское отделение Белорусской железной дороги» г.Могилев, ТУП «Металлургтранс» ОАО «Белорусский металлургический завод» Жлобинского район Гомельской области).

Анализ обстоятельств и причин происшедших несчастных случаев указывает на то, что в большинстве из них при производстве шиномонтажных работ со стороны нанимателей и работников не обеспечивалось соблюдение соответствия технологических процессов и производственного оборудования требованиям нормативных правовых актов.

Так, 12.02.2016 при снятии без предварительного выпуска воздуха из шины бездискового переднего левого колеса автомобиля МАЗ произошло его самопроизвольное разбортирование и срыв со ступицы, в результате
чего тяжелую производственную травму получил слесарь по ремонту автомобилей ОАО «Гродноагроспецавтотранс» г.Гродно.

При аналогичных обстоятельствах и по тем же причинам 15.02.2016 и 13.03.2016 произошли несчастные случаи, приведшие к тяжелой производственной травме водителя автомобиля СПК «Мостовчанка» Мостовского района Гродненской области и водителя автомобиля Могилевской базы (транспортной) РУП «Могилевское отделение Белорусской железной дороги» г.Могилев.

Два несчастных случая в 2016 году произошли при накачке шин автомобилей МАЗ вне специально отведенных и оборудованных для этого мест, а также лицами, не имеющими соответствующей квалификации, не прошедшими обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда при выполнении данных работ.

08.02.2016 во время накачивания шины вне специально оборудованного места произошел вылет разрезного замочного и стопорного колец, которыми был тяжело травмирован водитель автомобиля СПК «Ошмянский рассвет» Ошмянского района Гродненской области. При этом потерпевший был допущен к выполнению шиномонтажных работ без соответствующей квалификации монтировщика шин и шинопневматических муфт, а также без проведения обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда.

10.03.2016, сидя на колесе и накачивая его при помощи компрессора, тяжелую производственную травму получил слесарь сельскохозяйственных машин и оборудования Сельскохозяйственного унитарного предприятия «Золак-Агро» Светлогорского района Гомельской области. Работы по накачке колеса, в данном случае, проводились лицом не имеющим соответствующей квалификации и не прошедшим инструктажа проверки знаний по вопросам охраны труда и вне специально оборудованного места.

В 2009 и 2014 годах Департамент обращал внимание заинтересованных на обязательное применение гибких удлинителей вентилей задних бездисковых колес автомобилей семейства МАЗ. Однако, в 2016 году вновь зарегистрирован несчастный случай, происшедший при обслуживании шины заднего бездискового колеса автомобиля МАЗ с отсутствующим гибким удлинителем вентиля (Могилевская база (транспортная) РУП «Могилевское отделение Белорусской железной дороги» г.Могилев).

Указанными устройствами заводом-изготовителем оборудуются не только современные автомобили, но и автомобили МАЗ-5551 и МАЗ-53371, поставленные на производство в 1985 и 1987 годах. Установлено, что при аварийном снижении давления воздуха в шине внутреннего колеса происходит проворачивание ее относительно обода. Это приводит к разрушению гибкого удлинителя вентиля и, как следствие, к необходимости его замены при ремонте колеса, что зачастую не делается.

Поэтому для предотвращения травмирования работников при снятии колес с разборным ободом, шины которых находятся под давлением, необходимо обеспечить строгое и безусловное выполнение требований правил охраны труда и не допускать установку внутренних задних колес без гибкого удлинителя вентиля.

Порядок монтажа и демонтажа шин изложен в главе 7 Технического кодекса установившейся практики «Автомобильные шины. Нормы и правила обслуживания» ТКП 299-2011(02190), утвержденного и введенного в действие приказом Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 21.03.2011 № 149-Ц.

Кроме этого требования безопасности работ по монтажу и демонтажу колёс изложены в руководстве по эксплуатации на автомобили МАЗ всех моделей. В частности, одним из основных критериев безопасности является категорическое запрещение снятия со ступицы колеса без полного выпуска воздуха из шины.

На основании изложенного и в целях недопущения несчастных случаев при проведении шиномонтажных работ Департамент предлагает органам управления потребовать от руководителей подчиненных (расположенных на подведомственной территории) организаций, эксплуатирующих механические транспортные средства:

1) используя представленную информацию, провести внеплановый инструктаж с работниками, занятыми эксплуатацией, ремонтом и техническим обслуживанием автомобилей;

2) монтаж и демонтаж шин проводить только при помощи предназначенных для этого устройств, оборудования, приспособлений и инструмента, обеспечивающих безопасность работающих;

3) не допускать:
выполнение шиномонтажных работ работниками, не имеющими соответствующей квалификации, не прошедшими обучения, проверки знаний и инструктажа по безопасному их выполнению;
демонтаж с обода шин, находящихся под давлением;
снятие колеса с разборными ободьями, когда шина находится под давлением;
эксплуатации автомобилей с разрушенными гибкими удлинителями вентиля для накачки и выпуска воздуха из шин внутренних задних бездисковых колес.

 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Контактная информация
Дрогичинский районный
исполнительный комитет
225612, г.Дрогичин, ул.Ленина, 138,
e-mail: drgrik@brest.by
Режим работы: с 8.00 до 17.00,
обед с 13.00 до 14.00,
выходные дни: суббота, воскресенье
8-01644-3-46-41
h_line_delimetr
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Дрогичинский районный
исполнительный комитет
225612, г.Дрогичин, ул.Ленина, 138,
e-mail: drgrik@brest.by
Сайт разработан
БОКУП "Центр внедрения научно - технических разработок"
Каменецкий Брестский Малоритский Жабинковский Пружанский Кобринский Берёзовский Дрогичинский Ивацевичский Ивановский Барановичский Ляховичский Ганцевичский Пинский Лунинецкий Столинский