Версия для слабовидящих transparent_line
Дрогичинский районный
исполнительный комитет
(
fotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_image
Belorussia_map
)
Меню
h_line_delimetr
Экологическое воспитание в условиях сельской школы

Одной из основных задач учебно-воспитательной деятельности сельской школы является формирование у подрастающего поколения понимания своего органичного единства с окружающей средой и убеждения в том, что улучшение жизни зависит, прежде всего, от сохранения среды обитания. Окружающая среда становится важнейшим педагогическим средством воспитания индивида, а экологическая работа - одним из путей развития сельской школы в современ ных условиях. Овладение умением общения и взаимодействия с окружающим миром способствует развитию свободной личности, способной к самовыражению и самореализации.

Природа, природные объекты воздействуют на все органы чувств человека, делают его добрее, мягче, оказывают психотерапевтическое действие. О значении общения школьников с природой писали многие педагоги и психологи. Взаимодействие людей с животными, растениями не только способствуют гармонизации межличностных отношений, но и является дополнительным каналом взаимодействия личности с окружающим миром, что имеет особое значение для сельских детей. Близкое знакомство с объектами природы, изучение законов природы в действии, установление причинно-следственных связей в естественных условиях формирует у сельских школьников ответственность за состояние окружающей среды, собственные интересы и склонности, играет существенную роль и в профессиональной ориентации учащихся.

В современном мире проблемы окружающей среды приобретают поистине глобальный характер. Они затрагивают основы человеческого общества и во многом определяют возможности его выживания. Па первый взгляд может показаться, что экологические проблемы в основном имеют отношение к городам. Однако на практике наблюдается изменение характера почв, низкое плодородие, нередки случаи нарушения норм внесения минеральных удобрений, загрязнение почвы тяжелыми металлами, самовольная вырубка лесов, мусор в лесах. Поэтому сохранение среды, в которой живет сельский житель, приобретает первостепенное значение. Детям эти проблемы близки и понятны. Чем больше людей будут рассматривать природу как объект своей заботы, тем эффективнее окажутся усилия общества по ее охране.

Природа выступает одновременно как педагогическое средство воспитания сельских школьников и как объект окружающей среды, нуждающийся в охране и заботе. Поэтому п едагогический коллектив ГУО «УПК Гутовская д/с-ОСШ», начиная с момента поступления детей в сад, включает их в отработанную систему учебно-воспитательной деятельности экологической направленности. Задача экологического образования на начальном этапе обучения - научить ребенка доверять природе, как можно чаще вводить его в контакт с миром природы и показывать примеры сопричастности всему естественному в окружающей его среде. Ребенок должен утвердиться в мысли, что зависимость от природы естественна, что найти себя в природе - значит стать ее частью. Сенсорному соприкосновению ребенка с живой природой способствуют экскурсии. Совершая экскурсии, дети учатся видеть красоту природы, понимать ее ранимость, беззащитность перед человеком. Н а экскурсиях дети знако мятся с правилами поведения на природе. Все это подготавливает учащихся к дальнейшей исследовательской работе, которая включает самые разные направления. Уже в начальной школе у чащиеся принимают участие в конференциях и ведут огромную экологическую работу. Так в 2008 году, ученица 4 класса Никончук Людмила, стала победителем в районной научно-практической конференции «Старт в науку» со своей экспериментальной работой «Комнатные растения. Узамбарская фиалка. Выращивание в условиях школы»

Для детей младшего школьного возраста ведется факультатив «Юные орнитологи», где учащиеся знакомятся с птицами, обитающими на школьном дворе, в окрестностях школы, с перелетными и зимующими птицами, причинами неодновременного отлета птиц разных видов, птицами лесов родного края, их отличительными признаками и т.п.

В 9, 10 классах введен спецкурс ЗОЖ, основанный на гармоническом единстве человека и природы.

Содержание воспитательной работы в школе проникнуто экологической направленностью и тесно связано с общественно-полезным трудом. Интерес и любовь к труду сами по себе не приходят, поэтому педагоги школы ищут новые приемы приобщения подростков к этому виду деятельности, новые формы трудового и экологического воспитания.

Одной из таких удачных форм является школьное лесничество. В нашей школе оно работает с 1995 года и объединяет учащихся 6-11 классов. Деятельность лесничества определена Положением о школьном лесничестве.

Согласно Договору между ГЛПУ «Дрогичинский лесхоз» и ГУО «УПК Гутовская д/с-ОСШ» закреплено за школьным лесничеством 938 га лесного фонда. Лесоустроительное республиканское унитарное предприятие «Белгослес» в 2004 году изготовило таксационное описание лесонасаждений закрепленных кварталов.

Исходя из площади лесного фонда, определен его штат. В него входят лесничий, помощник лесничего, 2 мастера и 8 лесников. Высший орган самоуправления – общее собрание. Текущей деятельностью руководит совет. Юные лесоводы имеют форменную одежду. Организация работы лесничества строится по плану – программе , которая призвана решать следующие задачи:

- изучение природы родного края, природовосстановительная и природоохранная деятельность;

-воспитание чувств личной ответственности каждого за состояние окружающей среды;

-формирование интеллектуального и эмоционального отношения учащихся к природе;

Однако главным в деятельности школьного лесничества является оказание помощи лесному хозяйству в проведении мероприятий по охране леса, посадке деревьев, выращивании посадочного материала, сборе лекарственного сырья, грибов, ягод, семян, заготовке кормовых трав.

Работа в школьном лесничестве ведется круглогодично. Теоретические занятия проводятся в виде лекций, бесед с подключением видеоматериалов.

Практическая работа включает следующие виды работ:

- весной юные лесоводы сажают лес, закладывают питомник,

развешивают искусственные гнездовья для птиц в лесу, проводят борьбу с вредителями лесокультур в питомнике, занимаются благоустройством школьной территории и территории дендрария, речки Стрымни.

Занимаясь благоустройством и озеленением школьной территории, мы постигаем азы дизайнеров и озеленителей. Летом ухаживаем за посевами в питомнике, деревьями и кустарниками, произрастающими в дендрарии, поддерживаем в надлежащем порядке учебную экологическую тропу и мини-дендрарий на территории школы, охраняем лес от пожаров, в конце лета и осенью собираем «дары леса», лекарственное сырье.

Осенью занимаемся посадкой леса, сбором семян деревьев и их хранением, подготовкой почвы в питомнике к зиме, подготовкой отдельных видов растений, произрастающих в мини-дендрарии и дендрарии к зиме. Зимой изучаем следы диких животных, ведем фотосъемку зверей, птиц, лесных пейзажей, развешиваем кормушки для птиц и занимаемся их подкормкой, делаем скворечники.

В течение года школьники охраняют лес от самовольных вырубок, выявляют очаги опасных для леса насекомых и болезней, изучают растительный и животный мир, проводят учет и охрану муравейников.

В 1997 году в школе был создан класс-музей «Природа и человек» , в котором дети продолжают работу, начатую на уроках.

Основными разделами музея являются:

- фауна и флора Беларуси и их охрана, в том числе лекарственные растения и применение их в фармакологии;

- почва и человек;

- вода и человек;

- лес и его значение.

-нормативно-правовые документы и материалы по охране окружающей среды.

В роли экскурсоводов выступают ребята из школьного лесничества. Собран достаточный дополнительный материал, позволяющий учащимся закреплять знания, полученные на уроках, и приобретать навыки самообразования.

Одним из важных звеньев в работе по экологическому воспитанию учащихся является правильная организация взаимодействия с окружающей средой, овладение правилами поведения в живой природе. Решению этой задачи помогает учебная экологическая тропа, которая была обустроена в 2004 году и имеет протяженность 3,5 км. Маршрут берет начало на территории школьного мини-дендрария хвойных и декоративных кустарников и продолжается в закрепленном лесном массиве школьного лесничества. На экологическую тропу приходят не только учащиеся и организованные посетители, но и местное население. Поэтому цель создания экологической тропы - экологическое просвещение и воспитание учащихся и местного населения, отработка навыков правильного поведения в природе. В местах остановок установлены 11 щитов с информацией об объектах и особенностях окружающего ландшафта. Юными лесоводами разработаны и проводятся экскурсии.

В апреле 2005 года в честь 60-летия Великой Победы в Великой Отечественной войне на площади 0,8 га заложен дендрарий, который пополняется деревьями и кустарниками, произрастающими на территории Беларуси и мировой флоры. Дендрарий используется для изучения морозоустойчивости, засухоустойчивости, требовательности растений к свету, почве, теплу, размножению ценных пород с целью их практического использования, приспособленность их к различным экологическим условиям.

В целях обеспечения посадочным материалом для лесовосстановления и озеленения создан питомник на площади 0,1 га, состоящий из 2 отделов:

- отдел размножения (сеянцы сосны и ели);

- отдел формирования (школа саженцев).

На участке ставятся опыты по сортоиспытанию, выращиванию растений разных биологических разновидностей, изучению сортов, влияния сроков сева на урожай.

Трудовые десанты по благоустройству школьной территории, по сбору лекарственного сырья, озеленению села и окрестных деревень, выращиванию цветов являются важными средствами патриотического и экологического воспитания.

Членами школьного лесничества и выпускниками заложен школьный сад в количестве 114 плодовых деревьев и сквер на территории д. Гутово в честь нашего земляка - поэта Н.Н. Федюковича.

В летний период работает пришкольный оздоровительный лагерь «Лесовичок», который состоит из учащихся младших и средних классов. Цель его создания - подготовка учащихся к осознанию того, что природа является жизненной средой человека. Она составляет с ним единое целое, где все взаимосвязано.

Оформление экологических газет, рисунков и плакатов на природоохранную тему является важным средством экологического воспитания.

Единение человека с землей ярко проявляется в проведении праздников, которые проводятся в школе: «День Птиц», «День Леса», «День Земли», «Всемирный день воды» и др. Сюда же относятся и классные часы с эколого-краеведческой направленностью.

Результатом работы по экологическому воспитанию школьников можно считать формирование высокого уровня экологической культуры, являющейся необходимым компонентом социально зрелой личности.

Лес является единственно открытым для всех источником благодеяний, куда природа по доброте не повесила своего дубового замка, она как бы вверяет это сокровище благоразумию человека, чтобы он поддерживал справедливый порядок, который она осуществить не может. Растить таких благоразумных людей - задача нашей школы.

 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Контактная информация
Дрогичинский районный
исполнительный комитет
225612, г.Дрогичин, ул.Ленина, 138,
e-mail: drgrik@brest.by
Режим работы: с 8.00 до 17.00,
обед с 13.00 до 14.00,
выходные дни: суббота, воскресенье
8-01644-3-46-41
h_line_delimetr
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Дрогичинский районный
исполнительный комитет
225612, г.Дрогичин, ул.Ленина, 138,
e-mail: drgrik@brest.by
Сайт разработан
БОКУП "Центр внедрения научно - технических разработок"
Каменецкий Брестский Малоритский Жабинковский Пружанский Кобринский Берёзовский Дрогичинский Ивацевичский Ивановский Барановичский Ляховичский Ганцевичский Пинский Лунинецкий Столинский